• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018
Продолжаем знакомиться с сертификационными документами на новые образцы отечественной гражданской авиационной техники, размещенными на прошлой неделе на сайте Росавиации. Сегодня поговорим о БАС-200 – первой беспилотной авиационной системе вертолетного типа, сертифицированной в нашей стране. Сертификат типа ограниченной категории за номером FATA-010130U-RC был выдан на нее Национальному центру вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова 28 декабря 2022 года.
В прошлую среду, 11 января, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства №12-р, которым утвержден паспорт инвестиционного проекта льготного лизинга 63 новых пассажирских самолетов для входящей в группу «Аэрофлот» авиакомпании «Россия». Он предусматривает постройку в 2023–2025 годах предприятиями ОАК и поставку лизинговой компании «Авиакапитал-Сервис» (входит в госкорпорацию «Ростех») за счет средств Фонда национального благосостояния на общую сумму 175,4 млрд руб. 34 региональных лайнеров SSJ-NEW, 18 среднемагистральных МС-21-310 и 11 – Ту-214 c передачей их в эксплуатацию в период с декабря 2023-го по январь 2026 года. Они должны стать первыми воздушными судами, законтрактованными в рамках подписанного в сентябре прошлого года ОАК и «Аэрофлотом» соглашения о намерениях по поставкам в период до 2030 года в общей сложности 339 самолетов SSJ-NEW, МС-21-310 и Ту-214 (89, 210 и 40 машин соответственно).
В отечественной гражданской авиации больше нет ни одного турбовинтового регионального пассажирского самолета Ан-140. Как следует из данных, опубликованных на сайте Росавиации, в прошлом году из государственного реестра гражданских воздушных судов РФ были исключены в связи со списанием все четыре имевшихся самолета этого типа, в свое время эксплуатировавшихся авиакомпанией «Якутия». Это произошло 18 июля 2022 года.
«Росавиация выдала АО «ОДК-Климов» Сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01. Получение разработчиком двигателя сертификата типа является важным этапом в продолжающейся сертификации самолета Ил-114-300», – сообщило на своем официальном сайте Федеральное агентство воздушного транспорта.
Там напомнили, что турбовинтовой двигатель со свободной турбиной ТВ7-117СТ-01, предназначенный для использования в составе силовой установки самолета Ил-114-300, создан на базе двигателя ТВ7-117С/СМ, имеет улучшенные характеристики, оснащается модернизированным цифровым блоком управления БАРК-65СМ и адаптирован под новый воздушный винт АВ-112-114 разработки АО «НПП «Аэросила», который «также проходит сертификацию в Росавиации».
Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.
В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше, чем в 2021-м, когда в воздух поднялись 12 новых «Суперджетов». Общий объем выпуска самолетов SSJ100 к началу 2023 года достиг 230 машин, включая опытные экземпляры. Кроме того, минувшим летом был изготовлен и передан в конце июля на испытания в ЦАГИ ресурсный образец модифицированного SSJ-NEW.
По сложившейся в нашем авиастроении традиции последние дни года – время сдачи заказчикам новых самолетов, которые могли ожидать этого момента не один месяц. Не стал исключением и нынешний 2022 год. По имеющимся у «Взлёта» данным, за последние несколько дней были подписаны документы по передаче авиакомпаниям сразу пяти «Суперджетов», построенных и облетанных на заводе еще в первой половине этого года.
Через год исполнится 120 лет первому в мире моторному полету, выполненному самолетом братьев Райт. Он состоялся 17 декабря 1903 года при помощи поршневого двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 12 л.с. Прошло менее 36 лет, и 27 августа 1939 года в Германии взлетел экспериментальный Heinkel He 178 – первый в мире самолет, поднявшийся в воздух за счет тяги турбореактивного двигателя (она составляла около 450 кгс). На многие десятилетия именно эти два типа тепловых двигателей – поршневые и газотурбинные – стали основными и привычными средствами, которые отправляют в небо летательные аппараты тяжелее воздуха.
Стартовавшая 22 октября 2022 г. с космодрома Восточный ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» вывела на две орбиты разной высоты четыре космических аппарата – три связных спутника «Гонец-М» и спутник-демонстратор «Скиф-Д». Запуск последнего положил начало развертыванию телекоммуникационного сегмента многоспутниковой группировки «Сфера». Бытует мнение, что она станет российским «ответом» на американскую программу «раздачи интернета из космоса» Starlink компании SpaceX Илона Маска и аналогичный британский проект OneWeb, но это не совсем так.
5 декабря 2022 г. компания Bell Textron объявила, что ее конвертоплан V-280 Valor определен победителем тендера Армии США на ее новый вертикально взлетающий десантно-штурмовой летательный аппарат, создаваемый по программе FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), который после 2030 г. сможет начать заменять в войсках основные армейские вертолеты Sikorsky UH-60 Black Hawk. Таким образом, был подведен итог продолжавшихся с 2011 г. работ по созданию технологических демонстраторов единого многоцелевого вертикально взлетающего летательного аппарата JMR-TD (Joint Multi-Role Technology Demonstrator), вторым финалистом которых был скоростной вертолет комбинированной схемы SB-1 Defiant, продвигаемый альянсом компаний Sikorsky и Boeing. Теперь с Bell заключен контракт на разработку, постройку и испытания опытных образцов будущего серийного варианта FLRAA, первый из которых должен взлететь в 2025 г., а начало поставок намечается на 2028 г.
Американский стартап Boom Supersonic, продвигающий с 2014 года амбициозный проект сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения, получившего название Overture («Увертюра»), вчера официально объявил о выборе нового подрядчика по созданию двигателей для своего самолета – пожалуй, наиболее критичного элемента всех подобных разработок. Как известно, до недавнего времени компания сотрудничала по силовой установке с британской Rolls-Royce, но в конце августа этого года та заявила о выходе из проекта. Теперь двигатель для Overture, названный Symphony («Симфония»), будет разрабатывать подразделение Florida Turbine Technologies (FTT) американской компании Kratos Defense & Security Solutions, ставшей известной в последнее время благодаря построенному ею в 2019 году по заказу ВВС США демонстратору малозаметного дозвукового реактивного боевого беспилотного летательного аппарата XQ-58A Valkyrie.
16 ноября 2022 г. в Космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде стартовала сверхтяжелая ракета-носитель SLS с новым космическим кораблем Orion. Так началась первая миссия (пока еще без людей на борту) по программе возвращения американцев на Луну, получившей название Artemis.
9 декабря 2022 г. первый серийный среднемагистральный авиалайнер C919 производства китайской Корпорации коммерческого самолетостроения COMAC был в торжественной обстановке передан стартовому заказчику – авиакомпании China Eastern Airlines – и совершив короткий перелет из шанхайского международного аэропорта Пудун в базовый для нее шанхайский Хунцяо.
Вечером в пятницу 2 декабря 2022 г. (в Москве в это время было около 4 часов утра субботы) ВВС США и компания Northrop Grumman провели на предприятии в Палмдейле, штат Калифорния, давно ожидаемую презентацию опытного образца новейшего американского малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider. В ходе мероприятия, гостями которого стали около 3000 человек, среди них министр обороны США, командование ВВС, конгрессмены, сенаторы и представители СМИ, с находящегося в ангаре самолета в лучах прожекторов под звуки музыки было сброшено покрывало, и тягач вывел его сквозь открывшиеся ворота ближе к зрителям.
18 ноября 2022 г. в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет новый серийный самолет SSJ100 с заводским номером (MSN) 95230. Он стал заключительным «Суперджетом», простроенным в Производственном центре филиала «Региональные самолеты» корпорации «Иркут» с использованием зарубежных комплектующих: теперь все следующие лайнеры этого типа будут выходить со сборки только в модификации SSJ-NEW (RRJ-95NEW-100), оснащаемой исключительно отечественными бортовыми системами и компонентами.
12 ноября 2022 г. на ВПП Космического центра им. Кеннеди во Флориде совершил посадку американский беспилотный космоплан Boeing X-37B, выполнявший шестой длительный орбитальный полет – миссию OTV-6. Тем самым этот первый из двух построенных X-37B, запущенный 17 мая 2020 г. с мыса Канаверал при помощи тяжелой ракеты-носителя Atlas V, установил новый рекорд продолжительности пребывания на орбите – 908 суток (перед этим самый долгий полет X-37B – миссия OTV-5, проходившая с сентября 2017-го по октябрь 2019 г. – продолжался почти 780 дней).
Среди винтокрылых новинок ноябрьского авиасалона в Чжухае особое место занял транспортно-десантный вертолет Z-20, выпускаемый Харбинской авиастроительной компанией HAIG (Hafei). Принято считать, что он является копией знаменитого американского "одноклассника" наших Ми-8 – многоцелевого 10-тонного Sikorsky S-70 (в вооруженных силах США для его многочисленных модификаций используются обозначения UH-60 Black Hawk, SH-60 Seahawk, MH-60, HH-60, EH-60 и др.). Но при всём внешнем сходстве нужно признать, что это не совсем так, хотя источник "вдохновения" китайских вертолётостроителей очевиден.
Сегодня около 16.30 на аэродром в подмосковном Жуковском, где находится Летно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. А.С. Яковлева корпорации «Иркут», вернулся из Ульяновска третий летный экземпляр самолета МС-21 (бортовой №73054). Там, на предприятии «Спектр-Авиа», он прошел перекраску в цвета будущего стартового эксплуатанта серийных авиалайнеров МС-21-310 – авиакомпании «Россия».
На прошлой неделе в Турции был опубликован видеоролик, впервые демонстрирующий находящийся на сборке опытный образец создаваемого компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) перспективного истребителя TF-X, известного также как MMU (Milli Muharip Uçak – «национальный боевой самолет»).
Вчера «Российская газета» сообщила, что авиакомпания «Ред Вингс» планирует в следующем году возобновить эксплуатацию на регулярных авиалиниях построенных в предыдущие годы самолетов Ту-204 и Ту-214. Первые два из них, после восстановления летной годности, могут приступить к перевозкам уже следующей весной, а еще два – осенью (источник «Ведомостей» говорит о поставке авиакомпании одного Ту-204 и одного Ту-214 весной 2023 года и второй пары – весной 2024-го). «Ред Вингс» эксплуатировала авиалайнеры Ту-204-100 и Ту-204-100В до осени 2018 года; кроме того, до сентября 2017-го у нее летал один Ту-214, ранее входивший в парк «Трансаэро».
В Иркутске возобновлены летные испытания самолета МС-21-300 с бортовым номером 73361 (МС.0013) – первого МС-21 с крылом, выполненным из отечественных композиционных материалов. Впервые в воздух он поднялся почти год назад – 25 декабря 2021-го, после чего долгое время проходил доработки в цехе окончательной сборки, в ходе которых, вероятно, на нем начали реализовывать мероприятия по импортозамещению бортовых систем.
20 ноября 2022 года в шанхайском международном аэропорту Пудун был впервые замечен головной серийный среднемагистральный авиалайнер COMAC C919 после окраски в цвета стартового заказчика – авиакомпании China Eastern Airlines. Самолет, имеющий заводской серийный №107 и пока еще носящий временную регистрацию B-001J, совершил первый полет в Шанхае 14 мая 2022 года, затем проходил испытания и доработки до середины сентября, когда перелетел в Пекин, где 29 сентября состоялась официальная церемония вручения его разработчику сертификата типа авиационных властей КНР. Ожидается, что до конца года головной серийный С919 будет передан в эксплуатацию.
Летные испытания первого самолета Ил-114-300, собранного на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина, планируется начать в конце декабря этого года. Об этом заявил на встрече с губернатором Московской области Андреем Воробьевым глава городского округа Луховицы Сергей Тимохин, сообщила вчера пресс-служба губернатора и правительства Подмосковья. «Филиал ПАО «ОАК» – ЛАЗ им. П.А. Воронина планирует заключить соглашение на производство новых 19 турбовинтовых гражданских самолетов Ил-114-300 в ближайшие 3–4 года. А 26 декабря текущего года должны начаться первые летные испытания этих машин», – сказал он.
16 ноября 2022 года, когда в Москве было 9.47 утра, в Космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде состоялся долгожданный и неоднократно откладывавшийся первый запуск к Луне новейшего американского многоразового космического корабля Orion (еще без экипажа на борту). В чем же заключается его первая миссия – Artemis I?
«Известия» сегодня пишут, что по скорректированным планам российские авиакомпании в этом году получат всего 10 самолетов SSJ100, включая семь новых и три, построенных ранее.
Дебютантом Airshow China 2022 стал двухместный многоцелевой истребитель J-16, внешне весьма напоминающий поставлявшиеся в КНР из России в 2000–2004 годах Су-30МКК и Су-30МК2, но по своим боевым возможностям сравниваемый экспертами с американским F-15E Strike Eagle. Он был разработан корпорацией SAC в Шэньяне на базе двухместного учебно-боевого истребителя J-11BS в рамках концепции последовательной модернизации и создания новых модификаций освоенного здесь в производстве одноместного многоцелевого истребителя J-11B, созданного, в свою очередь, как собственная версия собиравшегося в 1998–2002 годах в Шэньяне по российской лицензии Су-27СК (J-11), но с двигателями, оборудованием и вооружением китайской разработки.
Проходящий на этой неделе очередной авиасалон Airshow China в Чжухае традиционно богат на новости: китайские предприятия не устают удивлять своими новыми разработками беспилотных летательных аппаратов, винтокрылой техники и вооружения. В этот раз немало новинок было представлено и в лётной программе выставки. Справедливости ради стоит отметить, что сами по себе демонстрируемые в этом году в небе Чжухая самолёты и вертолёты по большей части уже известны тем, кто следит за достижениями китайского авиапрома, но лётный показ на Airshow China 2022 для ряда из них стал дебютным.
На проходящем сегодня в московском отеле «Измайлово» под эгидой Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) XIII вертолетном форуме с докладом на тему «Российский рынок вертолетов в условиях современных экономических процессов» выступил директор по продажам гражданской вертолетной техники холдинга «Вертолеты России» Игорь Паньшин. «Сегодня Россия испытывает беспрецедентное санкционное давление, – отметил он. – Сейчас перед нами стоит нетривиальная задача: мы вынуждены мобилизовать все доступные ресурсы, чтобы обеспечить ускоренное импортозамещение по всему модельному ряду выпускаемых вертолетов».
На ресурсе russianplanes.net опубликована фотография Тимура Бадретдинова, на которой показан в полете очередной серийный тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А. Это четвертая машина данного типа, собранная и взлетевшая на ульяновском авиазаводе (ныне именуется филиалом ПАО «Ил» – Авиастар) с начала этого года.
2 ноября 2022 года в аэропорту Домодедово состоялся облет после длительного простоя и проведения работ по восстановлению летной годности одного из самых первых серийных самолетов SSJ100 (RRJ-95B) с регистрационным номером RA-89004, следует из данных сервиса flightradar24.com. Этот лайнер – шестой серийный SSJ100 с заводским номером MSN 95012 – был изготовлен в 2011 году и стал третьим «Суперджетом» в «Аэрофлоте», эксплуатировавшем его с декабря 2011-го в течение двух лет, после чего в соответствии с условиями лизингового контракта он был возвращен производителю.
Сразу несколько разрабатываемых в Индии авиационных управляемых ракет были продемонстрированы на состоявшейся в октябре в Гандинагаре выставке вооружений DefExpo 2022. До недавнего времени все боевые самолеты индийских ВВС оснащались управляемым ракетным вооружением, импортировавшимся, главным образом, из России (СССР) и Франции.
• Як-130М: "летающая парта"
получает новые возможности
• Как собирают МС-21:
репортаж с ИАЗ
• Продолжаются летные
испытания Ил-114-300
• Ансат-М ремоторизуется
• Ил-76 обрел сертификат типа
• Новый раскат "Грома"
• РОС: новый российский дом
на орбите
• Пилотируемые космические
станции: страницы истории,
настоящее и будущее