Репортаж с форума «Армия-2020»

Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных аппаратов компании «Кронштадт». Накануне выставки предприятие сообщило в пресс-релизе,  что «покажет линейку беспилотных летательных аппаратов тяжелого класса – четыре крупноразмерных БЛА с взлетной массой от одной до семи тонн, среди которых как уже созданные, так и перспективные летательные аппараты, разрабатываемые в интересах Минобороны России и на экспорт». Помимо уже известного средневысотного БЛА большой продолжительности полета «Орион» впервые демонстрировались созданный как его развитие двухмоторный разведывательно-ударный аппарат «Сириус» и концепт перспективного скоростного реактивного ударного БЛА «Гром», а также полноразмерный макет тяжелого беспилотного аппарата радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД» (в гражданском варианте и еще без названия подобный БЛА дебютировал годом ранее на авиасалоне МАКС-2019). Впервые вместе со своими новыми беспилотниками «Кронштадт» показал широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения собственной разработки и других производителей, которое сможет применяться с «Ориона», «Сириуса» и «Грома».

Одну из наиболее интригующих новинок авиасалона МАКС-2019 можно увидеть в павильоне ОАК, на стенде компании «Сухой»: здесь рядом с масштабной моделью истребителя пятого поколения Су-57Э впервые демонстрируется модель выполненного по схеме «летающее крыло» малозаметного беспилотного летательного аппарата С-70. Очевидно, что под этим названием на нынешней выставке представляется БЛА, разрабатываемый компанией «Сухой» по программе «Охотник», о начале летных испытаний демонстрационного образца которой этим летом сообщило Министерство обороны России. 

Одной из главных новинок в области беспилотной авиационной техники на авиасалоне МАКС-2019 стал впервые представленный компанией «Кронштадт» полноразмерный макет БЛА тяжелого класса большой продолжительности полета «Сириус» взлетной массой 5 т. 

Китайская беспилотная авиационная техника занимает всё большее место в экспозиции авиасалонов в Чжухае. Но если раньше она представлялась в основном в виде небольших масштабных моделей, то в последнее время участниками выставки становятся уже полноразмерные макеты и натурные образцы беспилотных аппаратов, что свидетельствует о серьезном прогрессе в этой области в КНР. На предыдущем салоне два года назад состоялась презентация «серьезных» (взлетной массой 1200–1500 кг и 3000–4200 кг) средневысотных БЛА большой продолжительности полета Wing Loong I и II, CH-4 и CH-5 – аналогов американских MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также реактивного Cloud Shadow, разработанных корпорациями AVIC и CASC (см. «Взлёт» №11–12/2016, с. 54–59). В этот раз к ним добавились еще более амбициозные разработки, включая тяжелые малозаметные реактивные БЛА, выполненные по схеме «летающее крыло» – в стиле американских RQ-170 и X-47B, западноевропейских nEUROn и Taranis. На Airshow China 2018 количество демонстрируемых беспилотных аппаратов различных типов шел уже на десятки, причем часть из них сейчас не только проходит испытания, но и состоит на вооружении НОАК и даже поставляется на экспорт. Попробуем разобраться в новых крупноразмерных БЛА, впервые показанных нынешней осенью в Чжухае.

Среди новинок винтокрылой техники, представленных на выставке HeliRussia 2018, обращала на себя внимание оригинальная беспилотная грузовая платформа SKYF, которая разрабатывается казанским ОКБ «Авиарешения», поддерживаемым венчурным инвестиционным фондом FPI.

Пожалуй, одной из наиболее интересных новинок наземной части состоявшегося 9 мая 2018 г. традиционного Парада Победы в Москве стали появившиеся в общем строю техники, прошедшей по Красной площади, беспилотные летательные аппараты «Катран», размещенные в «походной» конфигурации на платформах автомобилей КАМАЗ. Комментирующий парад диктор сообщал, что БЛА вертолетного типа «Катран» предназначен «для обеспечения силовой поддержки при выполнении специальных задач, для ведения разведки, наблюдения боевой обстановки, ведения фото- и видеосъемки с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры». По словам заместителя министра обороны (ныне – вице-премьера Правительства России) Юрия Борисова, «вертолетный БЛА «Катран» по своим тактико-техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги по тяговооруженности, времени полета и массе полезной нагрузки, построен по соосной схеме, что обеспечивает высокую маневренность, возможность взлета и посадки на неподготовленных площадках ограниченного размера в любых метеоусловиях, способен нести оборудование для ведения разведки, радиоэлектронной борьбы и наносить удары по противнику управляемым и неуправляемым оружием». 

На прошедшем в конце августа этого года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» в подмосковной Кубинке Международном военно-техническом форуме «Армия‑2017» особый интерес вызвала натурная экспозиция Управления строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов ГШ ВС РФ, в которой на открытом воздухе была представлена практически вся линейка беспилотных летательных аппаратов (БЛА), эксплуатируемых в настоящее время в российских Вооруженных силах. Каждый из экспонировавшихся аппаратов сопровождался стендом с подробными техническими данными. А в историческом разделе экспозиции можно было увидеть образцы БЛА, уже снятых с вооружения. Среди последних – реактивный беспилотный самолет-разведчик «Рейс» из состава комплекса ВР‑3 и дистанционно пилотируемый аппарат воздушной разведки «Пчела‑1» из состава комплекса «Строй-П» с их пусковыми установками и машинами управления.

Как подчеркнул на презентации БЛА «Орион-Э» его главный конструктор Николай Долженков, Россия вступила в «элитный клуб» стран – производителей беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета. К сожалению, произошло это с большим опозданием. Если для поставок российским заказчикам это еще не столь критично, то при попытке выхода с новым БЛА «Орион-Э» на международный рынок нам придется конкурировать с рядом известных поставщиков БЛА класса MALE, которые уже охватили почти все регионы и платежеспособные страны. Хуже всего, что заказчиками российских беспилотников вряд ли станут наши традиционные партнеры – Китай, уже опередивший Россию в разработке подобных аппаратов, а, возможно, и Индия.

Теги:

Холдинг «Вертолеты России» впервые представил на МАКС-2017 свою новую разработку – беспилотный летательный аппарат вертолетного типа VRT-300 (ВРТ‑300). Над его созданием работают в подразделении холдинга – «ВР-Технологии».

На проходящей 20–22 мая этого года в Минске очередной выставке MILEX‑2017 белорусская компания INDELA впервые представила свой новый разведывательно-ударный беспилотный вертолет I.N.SKY BUR.

Прошедший в начале ноября авиасалон в Чжухае стал индикатором очередного этапа развития китайской авиакосмической промышленности. Еще недавно – лет пять-шесть назад – китайская отрасль беспилотных систем в целом и ударных средневысотных БЛА большой продолжительности полета (т.н. класса MALE) в частности находилась в стадии накопления опыта и поиска приоритетных направлений развития. На выставках демонстрировались многочисленные проекты – от собственных экзотических конструкций до банальных копий известных зарубежных аппаратов. В силу значительной информационной закрытости китайские проекты БЛА казались далекими от воплощения, а то и вовсе жалкими поделками. Такое мнение у специалистов и экспертов зачастую подкреплялось и отсутствием достоверных данных о том, что хотя бы часть из многочисленных разрабатываемых в Китае БЛА поступает на вооружение и используется в НОАК, а, тем более, поставляется на экспорт. Однако прошло время, и стало ясно, что подобные доводы ошибочны… Нынешняя чжухайская выставка продемонстрировала, что в Поднебесной не только реально освоено серийное производство и ведутся поставки (в т.ч. на экспорт) нескольких «серьезных» моделей беспилотных летательных аппаратов, но и их семейство стремительно расширяется.

На прошедшем в начале сентября в подмосковной Кубинке Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» в экспозиции «Роскосмоса» впервые был представлен проект высотного (стратосферного) беспилотного летательного аппарата сверхбольшой продолжительности полета, использующего для полета солнечную энергию, разработку которого ведет НПО им. С.А. Лавочкина. На форуме демонстрировались уменьшенная модель БЛА, получившего название Ла-251 «Аист», и полноразмерная секция каркаса крыла. Экспериментальный образец Ла-251 уже прошел летные испытания, а его создатели работают над новой, более крупной моделью «атмосферного спутника».

Своего рода сенсацией KADEX-2016 стал первый показ на статической стоянке выставки нового ударного беспилотного летательного аппарата, приобретенного Министерством обороны Казахстана в Китае. Речь идет о БЛА типа Wing Loong (известен также как Pterodactyl и Yilong-1), который разработан и производится китайской авиастроительной компанией Chengdu Aircraft Industry Group в Чэнду. Он относится к классу средневысотных БЛА большой продолжительности полета (MALE) и считается аналогом американского БЛА General Atomics MQ-1 Predator («Хищник»).

Подразделение «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» представило на HeliRussia 2016 беспилотный конвертоплан типа «летающее крыло» с четырехроторной подъемно-маршевой гибридной силовой установкой.

Интервью

27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…
09 ноября 2018

Максим Литвинов: «CR929 – проект…

Презентация полноразмерного макета кабины экипажа и отсека салона перспективного российско-китайского дальнемагистрального пассажирского самолета CR929 стала одним из главных событий авиасалона Airshow China 2018 в Чжухае. Корреспондент «Взлёта» Михаил…
20 августа 2018

Аэросила: капитализация интеллектуального…

Одним из направлений реализуемой в настоящее время программы импортозамещения части бортовых систем современного российского пассажирского самолета Superjet 100 является замена зарубежной вспомогательной силовой установки на отечественную, создаваемую…
20 июля 2018

«Аэроприбор-Восход» – для военной авиации

Почти три четверти века входящее в состав КРЭТ акционерное общество «Аэроприбор-Восход» работает в интересах аэрокосмической отрасли. Многофункциональные аэрометрические системы, разработанные и производимые АО «АП Восход», устанавливаются практически на…

Обзоры

Фото: Алексей Филатов
30 сентября 2020

«РЕГИОНАЛЫ» В РОССИЙСКОМ НЕБЕ – 2020

До наступления кризиса авиаперевозок, вызванного разразившейся в начале этого года пандемией коронавируса, региональная авиация России продолжала свое поступательное развитие. За прошлый год реактивными и турбовинтовыми региональными самолетами с числом…
Фото: ЦИАМ
15 сентября 2020

АПД: курс на отечественные образцы

О новых российских авиационных поршневых двигателях Пять лет назад наш журнал опубликовал обзор «ROTAXозамещение. Российские поршневые двигатели для легкой авиации и БЛА» (см. «Взлёт» №11/2015, с. 14–21), в котором рассматривалась ситуация, сложившаяся…
Фото: ВВС Войск Республики Сербской
09 августа 2020

ВЕРТОЛЕТЫ «МИ» НА БАЛКАНАХ. Часть 1.…

Год назад, в августе 2019 г., холдинг «Вертолеты России» распространил пресс-релиз о визите на ростовское вертолетостроительное предприятие «Роствертол» министра обороны Сербии Александра Вулина, которому были продемонстрированы четыре построенных для…
Фото: Андрей Чурсин
20 июля 2020

Airbus и Boeing в эпоху кризиса

Редко когда в соревновании, в котором принимают участие два в целом равных по силе и потенциальным возможностям игрока, один из них проигрывает с разгромным счетом. Но именно так произошло в очередном раунде «трансатлантической битвы» мировых…
Фото: TAI
15 июля 2020

ВИНТОКРЫЛЫЕ ИЗ АЗИИ: вертолетостроительные…

«Взлёт» ежегодно публикует обзоры о результатах работы и основных программах лидеров мирового вертолетостроения – отечественного холдинга «Вертолеты России» и пятерки ведущих зарубежных производителей винтокрылой техники из США и Западной Европы. Немало…

Репортажи

Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…
Фото: Алексей Михеев
12 июля 2020

«АВИАДАРТС-2020». Репортаж с финального…

На полигоне Дубровичи в Рязанской области в период с 30 июня по 11 июля этого года прошел финальный (всероссийский) этап всеармейского конкурса летного мастерства экипажей Воздушно-космических сил России «Авиадартс-2020». Для проведения соревнований…
Фото: Ростех
09 декабря 2019

Рыбинские лопатки. Репортаж с «ОДК-Сатурн»

6 декабря 2019 г. в рыбинском ПАО «ОДК-Сатурн», дочернем предприятии входящей в госкорпорацию «Ростех» Объединенной двигателестроительной корпорации, торжественно открылось новое литейное производство, которое должно стать крупнейшим в России центром по…
Фото: Марина Лысцева
11 марта 2019

Як‑130 теперь и в Лаосе

20 января 2019 г. в столице Лаоса Вьентьяне состоялся масштабный военный парад в честь 70‑летия со дня создания Народной армии Лаосской Народно-Демократической Республики. Главной его сенсацией стало участие в воздушной части парада новейших…