9 10 2018

В продаже с 24 сентября

где купить?

2019 космический год: главные события

16 января 2020

1. Пролет близ астероида Ультима Туле (Аррокот)

1

Спустя всего несколько часов после наступления 2019 г. американская межпланетная станция New Horizons («Новые горизонты»), миссия которой продолжается уже более 14 лет (ее запуск состоялся в январе 2006 г.), совершила пролет вблизи объекта из пояса Койпера – транснептуниевого астероида, неофициально именовавшегося до недавнего времени Ультима Туле в честь легендарного острова, предела античной Ойкумены, но 12 ноября обретшего официальное название – Аррокот. Это классический объект пояса Койпера, обращающийся по орбите вокруг Солнца за 293 с лишним года на расстоянии около 44 астрономических единиц от него.

Первые снимки астероида камеры «Новых горизонтов» сделали еще 16 августа 2018 г. с расстояния 160 млн км. За несколько дней до сближения стало понятно, что Ультима Туле имеет вытянутую, в виде кегли, форму. 1 января 2019 г. «Новые горизонты» прошли на удалении 3500 км от поверхности астероида. Были сделаны сотни снимков, а аппаратура межпланетного зонда собрала огромный объем научной информации. Ее передача на Землю началась 10 января 2019 г. и продолжится до конца нынешнего лета, ну а обработка полученных данных займет у специалистов не один год.

2. Посадка на обратной стороне Луны

2

Новогодние каникулы прошлого года порадовали еще одним знаменательным событием: 3 января 2019 г. впервые в истории космический аппарат совершил посадку на обратной стороне Луны. Им стала китайская станция «Чанъэ‑4», запущенная Поднебесной 7 декабря 2018 г. Посадка состоялась в районе кратера Кармана, входящего в Бассейн Южный полюс – Эйткен. То, что в свое время не сделали ни мы, ни американцы, хотя такие планы и у тех, и у других были, удалось китайцам.

За процессом посадки из точки либрации L2 «присматривал» спутник-ретранслятор «Цюэцяо». Все прошло по плану: сразу после посадки был сделан первый снимок лунной поверхности. А после того, как специалисты убедились, что посадка прошла успешно и все бортовое оборудование функционирует нормально, с посадочной платформы на поверхность Луны съехал луноход «Юйту‑2».

И посадочная платформа, и луноход проработали на обратной стороне Луны весь 2019 г. По состоянию на декабрь, «Юйту‑2» наездил по лунной поверхности 350 м. И, судя по состоянию бортовых систем, не собирается на этом останавливаться. На Землю уже переданы сотни высококачественных снимков, данные о лунном грунте, о солнечном ветре, о космическом излучении и о многом другом. И на этом наши «китайские товарищи» останавливаться не собираются.

На борту посадочного модуля находится контейнер, предназначенный для формирования замкнутой биосферы. Помимо воды, почвы и воздуха, он содержал организмы шести видов: семена хлопчатника, рапса, картофеля, резуховидки, яйца плодовой мухи (дрозофилы) и дрожжевые грибки. В нем также есть две маленькие камеры и система контроля тепла, поддерживающая температуру +25°С. Во время подготовки к запуску, за два месяца до прибытия на Луну, при помощи специальных технологий семена и яйца были законсервированы, а сразу после успешной посадки семена были политы водой и менее чем через две недели одно из семян хлопчатника проросло! Другие объекты, правда, «признаков жизни» не продемонстрировали, и с наступлением первой лунной ночи эксперимент завершился.

3. Забор грунта с поверхности астероида Рюгу

3

В 2019 г. наконец-то были взяты пробы грунта с поверхности астероида Рюгу. Это типичный околоземной астероид из группы Аполлона, принадлежащий к темному спектральному классу C и имеющий вытянутую орбиту, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца пересекает не только орбиту Земли, но и Марса.

Японский межпланетный зонд «Хаябуса‑2», находящийся в космическом пространстве уже более пяти лет (его запуск состоялся в декабре 2014 г.) прибыл к астероиду в конце 2018 г. Тогда состоялись и первые посадки земных аппаратов на поверхность этого малого тела, а в 2019 г. аппарат приступил к основной задаче своей миссии – забору образцов грунта. На эту операцию потребовалось почти девять месяцев.

22 февраля он опустился на относительно ровную шестиметровую площадку 900‑метрового астероида. Затем последовал выстрел в поверхность стержнями из тантала. Образовавшиеся в результате соударения осколки были собраны специальными ковшами, после чего «Хаябуса‑2» вновь отправился на орбиту вокруг небесного тела.

5 апреля на поверхность астероида с высоты 500 м был сброшен 4,5‑килограммовый заряд взрывчатки. При соударении произошёл взрыв, который образовал на поверхности небольшой кратер. 11 июля зонд повторно сел на астероид в 20 м от этого кратера и собрал осколки, которые были выброшены из глубины небесного тела на его поверхность. Специалисты полагают, что они смогут дать ответ на многие вопросы об образовании Солнечной системы.

В ноябре 2019 г. «Хаябуса‑2» завершил свою миссию и взял курс на Землю: в декабре нынешнего года собранные образцы должны быть доставлены на нашу планету.

4. Астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ»

4

Летом 2019 г. отправилась в полет российско-германская астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ». Аббревиатура «РГ» происходит от словосочетания «рентген-гамма», поскольку изначально планировалось разместить на аппарате еще и детектор гамма-всплесков, но впоследствии от этих планов отказались.Основная задача обсерватории – построение полной карты Вселенной в рентгеновском диапазоне энергий 0,3–30 кэВ. На данный момент, да и на ближайшие лет десять, «Спектр‑РГ» – единственная передовая рентгеновская космическая обсерватория.

Она стала первым российским аппаратом, отправившимся к точке либрации L2. Да и в других точках либрации российских аппаратов еще не было.

Это второй из четырех аппаратов серии «Спектр». Первый – запущенный 18 июля 2011 г. «Спектр-Р» («Радиоастрон»), третий и четвертый  – разрабатываемые «Спектр-УФ» и «Спектр-М» («Миллиметрон»).

В точку либрации L2, точнее в ее окрестности, космический аппарат добрался в конце октября. Еще на подлете телескоп приступил к работе и сразу же начал делать открытия. Так, 9 сентября специалисты сообщили о первом открытом рентгеновском источнике. Дальше – больше.

Сейчас все оборудование телескопа включено, и он ведет активные наблюдения. Во время сканирования небесной сферы каждый объект будет наблюдаться в течение 30–40 секунд. Поскольку «Спектр-РГ» совершает 6 вращений в сутки, то каждый объект будет наблюдаться 6 раз за день с интервалом 4 часа. Полностью аппарат покроет обзором небесную сферу за 6 месяцев, после чего повторно осмотрит те же самые области еще семь раз, на что в совокупности уйдет четыре года.

5. Успех и неудача второго индийского «Чандраяна»

5

22 июля 2019 г. состоялся запуск индийской лунной станции «Чандраян‑2». Космический аппарат состоял из орбитального и посадочного модулей. На борту последнего также находился небольшой автоматический луноход.

Первый этап миссии – перелет к Луне и выход на селеноцентрическую орбиту – прошел успешно. Орбитальный модуль вышел на орбиту вокруг Луны и приступил к картографированию лунной поверхности. 2 сентября от него был отделен посадочный модуль с луноходом, пошедший спустя четверо суток на посадку. Во время заключительного этапа торможения аппарата на высоте около 2,1 км он отклонился от заданной траектории и, когда до Луны оставалось всего 400 м, связь с ним прервалась. Позднее выяснилось, что лэндер разбился. Так у Индии пока не получилось стать четвертой страной, посадившей свой аппарат на Луну.

А орбитальный модуль «Чандраян‑2» продолжает работать на селеноцентрической орбите. С ним все в порядке. Хочется надеяться, что свою задачу, в отличие от «напарника», он выполнит полностью.

Печатная версия материала опубликована в журнале "Взлёт" №1-2/2020