Одним из направлений реализуемой в настоящее время программы импортозамещения части бортовых систем современного российского пассажирского самолета Superjet 100 является замена зарубежной вспомогательной силовой установки на отечественную, создаваемую НПП «Аэросила». Это предприятие – ведущий российский разработчик ВСУ и воздушных винтов, ее продукция используется на большинстве отечественных самолетов и вертолетов. «Взлёт» попросил генерального директора ПАО «НПП «Аэросила» Сергея Сухоросова рассказать об актуальных направлениях работ компании для авиации.

16 августа 2018 г. на Казанском авиационном заводе компании «Туполев» состоялась торжественная выкатка и передача на этап наземных и летных испытаний первого глубоко модернизированного дальнего ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3М. 

Третьим поступившим на вооружение истребителем пятого поколения стал китайский J-20, разработанный в начале нынешнего десятилетия корпорацией CAC (Chengdu Aerospace Corporation) из Чэнду. Первые два серийных самолета этого типа были переданы ВВС НОАК 12 декабря 2016 г., когда они поступили в Центр боевой подготовки ВВС в Динсине. Считается, что затем туда поступило еще четыре серийных J-20. По некоторым данным, в 2017 г. планировалась поставка в войска 12 следующих самолетов. Известно, что к началу этого года строевые J-20 появились также в Центре боевой подготовки ВВС НОАК в Канчжоу.

Пока успехами в создании собственных самолетов-истребителей пятого поколения могут похвастаться только три страны мира – США, Россия и Китай. Первым таким самолетом, поступившим в войска, как известно, стал американский F-22 Raptor, находящийся на вооружении ВВС США с 2005 г. (в настоящее время в строю числится 178 таких самолетов). Серийный выпуск F-22 был завершен в 2012 г., на экспорт они не поставлялись. Значительно более массовым станет (да, впрочем, уже стал) последовавший за ним более легкий однодвигательный F-35 Lightning II, предназначенный для поставок как ВВС, ВМС и Корпусу морской пехоты США, так и зарубежным партнерам по программе, а также другим американским союзникам со всего мира. Опытная войсковая эксплуатация F-35 началась в 2012 г., и к настоящему времени поставлено уже более 300 серийных самолетов, причем, помимо США, их получили уже такие зарубежные заказчики, как Великобритания, Нидерланды, Италия, Австралия, Норвегия, Япония, Израиль, Турция и Южная Корея. Планируемый объем производства F-35 превышает 3000 самолетов.

Основными зарубежными производителями сверхзвуковых истребителей и истребителей-бомбардировщиков (а также созданных на их базе боевых самолетов специализированного назначения) в настоящее время являются американские компании Lockheed Martin (истребители F-16 и F-35) и Boeing (F-15 и F-18), западноевропейский консорциум Eurofighter (самолеты Typhoon), французская Dassault Aviation (Rafale) и шведская Saab (Gripen). В азиатском регионе самолеты такого класса собственной разработки сегодня строятся в Китае (истребители Chengdu J-10 и J-20, собираемый в Пакистане Chengdu FC-1/JF-17 и созданные на базе российских Су-27 самолеты Shenyang J-11, J-15 и J-16), Индии (HAL LCA Tejas) и Южной Корее (боевые модификации учебно-тренировочного KAI Т-50). Кроме того, Китай, Корея, Турция, Япония и Индия сейчас ведут разработку своих проектов истребителей следующего поколения.

Чешская самолетостроительная компания Aero Vodochody продолжает развитие своей ставшей уже легендарной линии реактивных учебно-тренировочных самолетов L-39 Albatros. Совершивший первый полет полвека назад, в ноябре 1968 г., L-39 серийно выпускался до 1999 г. Было построено в общей сложности свыше 2900 самолетов различных модификаций, которые поставлялись более чем в 50 стран мира. В настоящее время компания предлагает три варианта дальнейшего развития «Альбатроса». В марте 2018 г., после завершения программы испытаний, Министерство обороны Чехии сертифицировало ремоторизованную версию машины – L-39CW. Нынешней осенью должна состояться выкатка глубоко модернизированного L-39NG, а на прошедшем в июле 2018 г. авиасалоне в Фарнборо был впервые представлен проект легкого ударного самолета F/A-259 Striker.

По официальным данным Объединенной авиастроительной корпорации, опубликованным нынешним летом в ее очередном годовом отчете, в 2017 г. российской авиационной промышленностью было изготовлено и поставлено 94 новых боевых и учебно-боевых самолета. При этом получила развитие тенденция планового постепенного снижения доли поставок по гособоронзаказу. Тем не менее, пока они еще продолжают доминировать в общем объеме производства ОАК: доля боевой и учебно-боевой авиатехники, поставляемой по контрактам с Министерством обороны России, составила в минувшем году более 60%, а на экспорт пришлось чуть менее 40%. 

18 июня 2018 г. в московское Домодедово прибыл самолет Boeing 777-200ER (VP-BLI), ставший первым широкофюзеляжным лайнером в парке авиакомпании «ИрАэро». Этот самолет выпуска 1996 г. с порядковым №47 и двигателями Rolls Royce Trent 892 изначально летал под флагом Emirates, а весной 2017 г. был передан в «ВИМ‑авиа», когда последняя проводила масштабное расширение своего парка за полгода до прекращения своей операционной деятельности. 

«Гидроавиасалон» – выставка и научная конференция с многолетними традициями. В сентябре этого года они пройдут в Геленджике уже в 12-й раз (впервые они состоялись здесь уже 22 года назад, в 1996 г.). Уникальной чертой мероприятия были и остаются летательные аппараты, покоряющие три стихии: небо, землю и море. Участники и гости выставки, приезжавшие в Геленджик в начале бархатного сезона, всегда отдавали должное гостеприимству курортного города, но в то же время было очевидно, что выставочной инфраструктуре есть куда совершенствоваться. Ожидается, что в нынешнем году «Гидроавиасалон» значительно изменится: появятся новые акценты, расширится тематика, обновятся выставочные и конгрессные залы. Воплощать в жизнь свежие идеи будет ОАО «Авиасалон», имеющее огромный опыт организации аэрокосмических и машиностроительных мероприятий мирового масштаба, в первую очередь – знаменитого авиасалона МАКС в подмосковном Жуковском.

28 мая 2018 г. американское аэрокосмическое агентство NASA обнародовало уточненные планы первого полета перспективной национальной «Космической пусковой системы» SLS (Space Launch System), призванной обеспечить США возможности пилотируемых полетов к Луне и Марсу, а также решение других задач по освоению космического пространства. Согласно опубликованному документу, перспективная американская сверхтяжелая ракета сможет впервые стартовать в июне 2020 г., что заметно позже, чем предполагалось ранее: когда проект SLS только начинался семь лет назад, первый испытательный запуск планировался на 2017 г. Предполагается, что в первой миссии система выведет на окололунную орбиту космический корабль Orion (пока еще без астронавтов на борту). А еще два года спустя, летом 2022-го, SLS должна обеспечить уже пилотируемый облет естественного спутника Земли. Что же будет представлять из себя перспективная американская ракета-носитель, благодаря которой США должны вернуть себе компетенции собственных пилотируемых космических запусков?

Страница 37 из 73