6 ноября 2020 г. на 70-м году жизни после непродолжительной болезни скончался генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова» Юрий Иванович Белый.

Он родился 3 октября 1951 г. в Винницкой области. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана, получив специальность инженера по радиоэлектронным устройствам, после чего был призван в Вооруженные Силы. С 1974 по 1998 гг. проходил службу в Военном представительстве Министерства обороны при НИИ приборостроения в Жуковском, пройдя все ступени вплоть до начальника ВП МО при НИИП. По долгу службы сопровождал разработку первой в стране системы управления вооружением с фазированной антенной решеткой «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ-31, радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-27 для истребителя четвертого поколения Су-27, радиолокационной системы управления с ФАР для модификаций семейства Су-27, зенитного ракетного комплекса «Бук» и других проектов предприятия. Завершил службу в Вооруженных Силах в звании полковника.

Активная регистрация участников Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 на официальном сайте aviasalon.com подтверждает высокий интерес к мероприятию. За первые две недели заявки на участие в выставке подали свыше 70 компаний.

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва вступив в свои права, сразу вызвал тревогу у пожарных. Дело в том, что зима в Центральной России была практически бесснежной, и тушить горящую траву в Воронежской области начали уже в феврале. Ранняя и теплая весна, очень сухое лето все больше осложняли обстановку. А ближе к осени она и вовсе стала критической: к тушению многочисленных очагов природных пожаров впервые за 10 лет пришлось привлекать авиацию – прибывшие на помощь воронежцам из разных регионов страны вертолеты Ми-8 и Ка-32А11ВС, а также самолеты-амфибии Бе-200ЧС и тяжелый Ил-76ТД авиации МЧС России (строчка из ее неофициального гимна и вынесена в заголовок этого репортажа).

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) ускоряет работы по постройке двух следующих летных образцов перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Соответствующий контракт с Минобороны России был заключен в ходе форума «Армия-2020» в конце августа этого года. Как заявил журналистам во время посещения ВАСО в начале октября 2020 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров, «мы должны до конца следующего года передать дополнительно Министерству обороны два образца для последующих государственных испытаний, и при их завершении рассчитываем уже с 2023 г. начать поставлять Министерству обороны первые серийные машины».

16 октября 2020 г. успешно завершилось продолжавшееся в течение четырех месяцев дежурство российских самолетов-амфибий Бе-200ЧС на территории Турции, где они принимали участие в борьбе с природными пожарами по контракту с Министерством сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики. Два самолета Бе-200ЧС (один, принадлежащий ТАНТК им. Г.М. Бериева, и второй из состава авиации МЧС России) прибыли в Турцию в начале нынешнего лета и с 16 июня приступили к дежурству в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума. Подписание договора оказания услуг по борьбе с природными пожарами и отправка самолетов в Турцию были организованы Объединенной авиастроительной корпорацией при содействии Министерства промышленности и торговли России, МЧС России и активной поддержке представительства госкорпорации «Ростех» в Анкаре.

№ 9-10/2020 (189-190)

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Ту-95МСМ вышел на испытания                                                                                        

На поточной линии «Авиастара» собран первый фюзеляж Ил-76МД-90А                         

«Аэроприбор-Восход» – для вертолетов                                                                          

БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ

«Большие» беспилотники «Кронштадта». Репортаж с форума «Армия-2020»                                                                                    

ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ

Восемь десятилетий КВЗ                                                                                   

ДВИГАТЕЛИ

АПД: курс на отечественные образцы. О новых российских авиационных поршневых двигателях                                               

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

FVL: вертолеты будущего для Армии США                                                                  

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

«Регионалы» в российском небе – 2020

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой трассы в виде восьмерки, соблюдая правила прохождения четырех воздушных ворот, образованных 25-метровыми надувными пилонами. «Русские авиационные гонки» проводятся в нашей стране уже третий год подряд, но если раньше в них принимали участие только поршневые самолеты типа Як-52, Як-55 и Су-26, то в этот раз 11 пилотов впервые соревновались на реактивных машинах – популярных учебно-тренировочных L-29 и L-39, а также ставшем сенсацией нынешнего Кубка России самолете с крылом обратной стреловидности СР-10, разработанном в частном российском конструкторском бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»).

Со второй половины ХХ века американская Армия (Сухопутные войска) неразрывно связана с вертолетами – боевыми, транспортно-десантными, разведывательными и рядом других, без которых уже не мыслимо ведение боевых действий. В войне будущего винтокрылым машинам прочат не менее значительную роль, при этом перспективные вертолеты должны стать более универсальными и технологичными. Командованием Сухопутных войск США сформирован амбициозный план радикальной реформы своего вертолетного парка, известный как Future Vertical Lift (FVL), в рамках которого нынешней весной в стадию практической реализации перешли две программы. По одной из них, именуемой FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft), сейчас на конкурсной основе создается перспективный разведывательно-ударный вертолет, который станет преемником уже снятых в 2017 г. с вооружения легких вертолетов наблюдения, разведки и непосредственной поддержки Bell OH-58D Kiowa, заменив в армейской авиации и часть более тяжелых ударных Boeing AH-64 Apache. По другой, FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), проектируется десантно-штурмовая винтокрылая машина увеличенной дальности полета, призванная прийти на смену средним многоцелевым Sikorsky UH-60 Black Hawk. Финалистами тендера по программе FARA в марте 2020 г. названы проекты вертолетов  Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X, сравнительные летные испытания прототипов которых должны начаться осенью 2022 г., победителя предстоит выбрать через год, а его серийные поставки в войска ожидаются с 2028 г. Двумя соперниками по программе FLRAA в марте этого года стали компании Bell и Sikorsky (совместно с Boeing), которые предложили проекты конвертоплана и скоростного соосного вертолета комбинированной схемы на основе уже проходящих летные испытания технологических демонстраторов Bell V-280 Valor и Sikorsky/Boeing SB-1 Defiant соответственно. Выбор одного аппарата для дальнейшей реализации на основе сравнительных испытаний демонстраторов предполагается завершить к началу 2022 г., первый опытный образец должен быть готов к 2025 г., а серийные поставки планируется начать в 2030 г.

До наступления кризиса авиаперевозок, вызванного разразившейся в начале этого года пандемией коронавируса, региональная авиация России продолжала свое поступательное развитие. За прошлый год реактивными и турбовинтовыми региональными  самолетами с числом мест от 20 до 120 в нашей стране было перевезено 12,7 млн пассажиров – на 12% больше, чем годом ранее. При этом вклад «регионалов» в общий объем внутренних воздушных пассажирских перевозок возрос за год с 13% до более 17%, что определялось, в первую очередь, увеличением парка новых отечественных самолетов SSJ100 и интенсивности их полетов, а также ростом производственных показателей эксплуатируемых авиакомпаниями S7 Airlines и «Икар» бразильских региональных лайнеров Е170 и Е190. На их фоне перевозки другими реактивными самолетами подобного класса (CRJ-100/200, Як-42Д, Ан-148-100Е) демонстрировали некоторое снижение, у турбовинтовых ATR-42/72 франко-итальянского производства и канадских DHC-8 наблюдался слабо выраженный рост, а давно уже приблизившиеся к «пенсионному» возрасту Ан-24 уже не первый год подряд показывают неуклонное падение объемов работы.

О новых российских авиационных поршневых двигателях

Пять лет назад наш журнал опубликовал обзор «ROTAXозамещение. Российские поршневые двигатели для легкой авиации и БЛА» (см. «Взлёт» №11/2015, с. 14–21), в котором рассматривалась ситуация, сложившаяся на рынке силовых установок для новых отечественных легких гражданских самолетов и беспилотных летательных аппаратов. Сегодня, по прошествии этого времени, приходится констатировать: серийных авиационных поршневых двигателей мощностью от 80 до 500 л.с. полностью российской разработки пока еще не появилось. Тем не менее, существенный прогресс в этой области все же наметился: работы по созданию подобных силовых установок, ведущиеся в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) уже начали получать практическое воплощение. На прошедшем в конце августа в Подмосковье Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» были продемонстрированы некоторые результаты: на стенде  Уральского завода гражданской авиации (АО «УЗГА»), с которым ЦИАМ сотрудничает по этим программам, был впервые представлен натурный образец восьмицилиндрового V-образного двигателя-демонстратора АПД-500 мощностью 500 л.с., созданного на базе автомобильного мотора реализуемого НАМИ проекта Единой модульной платформы «Кортеж». Здесь же можно было увидеть экспериментальные экземпляры оппозитного двигателя АПД-80 и роторно-поршневых РПД-100Т и РПД-150Т. Ожидается, что в следующем году опытный АПД-500, уже прошедший серию стендовых отработок, сможет поступить на летные испытания на борту летающей лаборатории и затем будет запущен в серийное производство.

Страница 21 из 73