Сегодня, 15 июня, в Гамбурге совершил первый полет модифицированный авиалайнер Airbus A321XLR, обладающий самой большой дальностью из всех самолетов семейства A320neo, работающих на авиалиниях, и включающего, помимо рассчитанной на перевозку до 195 пассажиров базовой модели, удлиненный почти на 7 метров A321neo с числом мест до 240 и укороченный на 3,7 метра А319neo (до 160 кресел). Если стандартный A321neo летает на расстояние до 6500 км, то новый A321XLR сможет использоваться на маршрутах на треть длиннее: его дальность полета будет достигать 8700 км. Дальше из этого семейства могут летать только специализированные корпоративные и VIP-версии серии ACJ (Airbus Corporate Jets), рассчитанные на перевозку с особым комфортом, как правило, не более 8–25 человек.
Прошел уже целый год, как компания Boeing приостановила поставки заказчикам своих знаменитых «Лайнеров мечты» – Boeing 787 Dreamliner.
Прошлой весной стало известно, что в процессе контроля качества сборки новых «Дримлайнеров» были обнаружены нарушения культуры производства. И пусть выявленные недостатки казались не столь существенными (речь, в частности, шла о неких микроскопических зазорах в композитной обшивке вблизи проемов дверей), а никаких происшествий в связи с этим не было, Федеральная авиационная администрация США на фоне недавнего скандала с 737МАХ решила проявить принципиальность. По требованию FAA в мае 2021 года сдача всех новых «Лайнеров мечты» была приостановлена до устранения выявленных замечаний и в целом реорганизации системы управления качеством выпускаемой продукции.
У журнала «Взлёт» теперь есть свой телеграм-канал. В нем будем оперативно размещать наиболее значимые, на наш взгляд, новости из мира авиации и космонавтики, анонсировать некоторые готовящиеся публикации в журнале и делиться с читателями другой важной информацией аэрокосмической тематики. Ждем всех наших читателей в настоящей авиационной «телеге»!
Дорогие наши подписчики и читатели!
В силу ряда причин выход первого в этому году номера «Взлёта» задержался, за что приносим Вам наши извинения. В настоящее время №1–2/2022 уже в продаже во всех магазинах и киосках, где Вы привыкли его приобретать.
Среди главных тем нового номера – наши традиционные аналитические обзоры о производстве российских пассажирских и транспортных самолетов за прошедший год и его перспективах в нынешней стремительно меняющейся обстановке, о развитии мировой космонавтики, материалы о начале летных испытаний нового легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», о первых поставках новых шведских истребителей Gripen E и других важных событиях последних месяцев.
1. МС-21-300 сертифицирован
28 декабря 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») сертификат типа на новейший российский среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300, что позволяет начать его коммерческую эксплуатацию в авиакомпаниях. Ожидается, что первые серийные МС-21-300 смогут поступить в авиакомпанию «Россия» во второй половине нынешнего года. К этому времени планируется оформить одобрение главного изменения к сертификату типа, предусматривающее использование в конструкции крыла самолета отечественных композиционных материалов (первый серийный МС-21-300 с таким крылом взлетел в Иркутске 25 декабря 2021 г.), а также выполнить ряд дополнительных сертификационных программ по расширению условий эксплуатации авиалайнера.
1. Гражданская авиация оправляется от кризиса
Несмотря на сохранявшийся в прошлом году катастрофический спад международных авиаперевозок из-за продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции российские авиакомпании в 2021 г. смогли существенно восстановить показатели своей работы, обслужив более 111 млн пассажиров. Это на 60% больше, чем в кризисном 2020 г. (69 млн чел.), но все еще меньше, чем в рекордном 2019-м (128 млн чел.). Полученный результат находится между показателями 2017 и 2018 гг. (105 и 116 млн чел. соответственно). Основным двигателем положительной динамики ожидаемо стали авиаперевозки по стране: в 2021 г. полетами на внутренних линиях воспользовались 87,5 млн чел., что не только на 56% больше, чем в кризисном 2020-м (56 млн чел.), но и выше показателей всех предыдущих лет, в т.ч. прежнего рекорда в 73,1 млн чел., достигнутого в 2019 г.
1. Новые модули МКС
Одно из основных событий ушедшего года – завершение строительства Российского сегмента Международной космической станции. Событие, прямо скажем, долгожданное.
В 2021 г. были запущены, выведены на орбиту и вошли в состав МКС Многоцелевой лабораторный модуль «Наука» и узловой модуль «Причал». Первый был интегрирован в структуру станции летом, второй – осенью.
В целом, всё прошло благополучно. Правда, с «Наукой» пришлось изрядно поволноваться. Сначала при предстартовой подготовке то и дело вылезали абсурдные несоответствия, а потом после запуска выкидывала фортели двигательная установка. Но непослушную технику укротить удалось, и спустя неделю после запуска модуль был пристыкован к МКС.
Дискуссия о необходимости запуска «Науки» велась несколько лет. Что и неудивительно – космический аппарат заложили еще в прошлом веке, и у многих специалистов были небезосновательные возражения против его выведения на орбиту.
К тому же в прошлом году стали активно обсуждать необходимость создания Российской орбитальной служебной станции (РОСС). После публичного заявления вице-премьера российского правительства Юрия Борисова о том, что нам надо уходить с МКС и заниматься национальными программами, могло показаться, что международный проект мы покидаем чуть ли не завтра, и всё, что сегодня делается на орбите, уже мало кому нужно. Следовательно, и новый модуль запускать не надо – лучше его отправить его на орбиту через несколько лет и сделать основой новой станции.
Но, тем не менее, «Науку» запустили. И правильно сделали.
Да, этот модуль не «верх совершенства». Возможно, использовать его придется с некоторыми ограничениями. Но сколько бы «Наука» не проработала на науку, определенную пользу она принесет. А в РОСС ей вряд ли бы нашлось место. Да и делать ее музейным экспонатом (звучали и такие предложения) также было преждевременно.
Да и МКС еще рано списывать в утиль – решение об ее эксплуатации до 2028 г. можно считать уже принято. Ну а РОСС – это наше будущее.
Дата проведения | Выставка | Место проведения |
22–25 января | UMEX 2024 | Абу-Даби, ОАЭ |
4–8 февраля |
Эр-Рияд, Саудовская Аравия |
|
6–7 февраля |
Москва, «Крокус Экспо» |
|
20–25 февраля | Сингапур | |
27–29 февраля | HAI HELI-EXPO 2024 | Анахайм, Калифорния, США |
* | Defexpo India 2024 | Индия |
* | Eurasia Airshow 2024 | Анталья, Турция |
9–14 апреля |
Сантьяго, Чили | |
17–20 апреля |
Фридрихсхафен, Германия | |
* | Международный форум двигателестроения МФД-2024 | Москва, ВДНХ |
6–9 мая | Куала-Лумпур, Малайзия | |
16–18 мая |
Москва, «Крокус Экспо» |
|
28–30 мая |
Женева, Швейцария | |
5–9 июня | Берлин, Германия | |
* |
Астана, Казахстан | |
* | МВМС-2024 | Кронштадт |
19–21 июля | Фэйрфорд, Великобритания | |
22–26 июля |
Фарнборо, Великобритания | |
22–28 июля | Air Venture Oshkosh 2024 | Ошкош, США |
23–28 июля* | МАКС-2024 | Московская область, Жуковский |
12–18 августа |
Московская область, |
|
2–5 сентября | SOFEX 2024 | Амман, Иордания |
11–12 сентября |
Москва, Внуково-3 | |
18–22 сентября |
Africa Aerospace and Defence 2024 | Вотерклуф, Швейн, ЮАР |
24–26 сентября | ADEX 2024 | Баку, Азербайджан |
22–24 октября | Dubai Helishow 2024 | Дубай, ОАЭ |
6–8 ноября |
Москва, Экспоцентр |
|
6–9 ноября | Indo Defence & Aerospace Expo & Forum 2024 |
Джакарта, Индонезия |
12–17 ноября |
Чжухай, Китай | |
13–15 ноября |
Сахир, Бахрейн | |
15–22 декабря |
о. Киш, Иран |
* сроки проведения выставки пока не определены или могут измениться.
Для уточнения дат проведения и другой актуальной информации по каждой конкретной выставке «Взлёт» рекомендует обращаться к официальным веб-сайтам мероприятий (кликнув на название выставки)
Выпуск | Дата выхода |
Крайний срок подачи рекламы |
Темы номера |
№1-2/2024 | 28.02.2024 | 12.02.2024 |
События года
|
№3-4/2024 | 30.04.2024 | 15.04.2024 |
Воздушный транспорт России
|
№5-6/2024 | 30.05.2024 | 29.04.2024 |
Вертолетная индустрия |
№7-8/2024 | 23.07.2024 | 08.07.2024 |
Спецвыпуск к МАКС-2024 «Наша авиация - 2024» Рынок региональных самолетов |
№9-10/2024 | 31.10.2024 | 07.10.2024 |
Новинки МАКС-2024 Рынок боевых самолетов |
№11-12/2024 | 27.12.2024 | 09.12.2024 | «Электрификация» (летательные аппараты с электрическими и гибридными силовыми установками) |
Ка-62 получил сертификат типа
ПД-35: начаты испытания газогенератора
Увековечена память Ю.И. Белого
Ка-32А11М поступил на летные испытания
Построен еще один Ил-76МД-90А
Международная премьера МС-21-310
Aurus Business Jet: новый бренд VIP-версии SSJ100
ЛТС Checkmate показали в Дубае
Модернизированный Ка-226Т поднялся в воздух
AW609: на сборке первый серийный конвертоплан
Дубайский дебют Boeing 777X
А380: производственная программа завершена
Беспилотные премьеры Чжухая
«Сухие» по-китайски
«Водяной дракон» снова в Чжухае
KJ-600: «Хокай» из Поднебесной
«Москва» сверхзвуковая. К 25-летию первого полета Ту-144ЛЛ
История гражданской авиации сквозь объектив первого советского споттера
«Пассажиры» на орбите
Календарь основных аэрокосмических выставок 2022 года