На прошедшей 19–21 мая 2016 г. выставке HeliRussia 2016 холдинг «Вертолеты России» распространил информацию о том, что Минобороны России станет первым заказчиком нового многоцелевого вертолета Ми-38. «Министерство обороны России совместно с АО «Вертолеты России» приняло решение о порядке и сроках поступления вертолетов Ми-38 в ВКС РФ. Прорабатывается возможность закладки определенных решением параметров поставок вертолета в проект следующей программы вооружения, – говорится в сообщении холдинга. – Данное решение предусматривает проведение совместных летных испытаний новой версии среднего многоцелевого вертолета Ми-38, оснащенного и оборудованного под нужды Министерства обороны и имеющего исключительно агрегаты и комплектующие отечественного производства. Новая машина пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям армии. По их результатам будут спланированы закупки вертолета Ми-38 для нужд ВКС».

17 мая 2016 г. в Австрии состоялся первый полет нового двухместного учебно-тренировочного самолета DART-450 всемирно известной авиастроительной компании Diamond. Особенностью машины является полностью композиционная конструкция планера, система управления с боковыми ручками и использование системы катапультирования экипажа. Но главным сюрпризом стало применение на нем разработанного и изготовленного в Запорожье компаниями «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич» турбовинтового двигателя АИ-450С взлетной мощностью 500 л.с., приводящего во вращение пятилопастный воздушный винт МТ.

В преддверии международной выставки HeliRussia 2016, традиционным участником которой является группа компаний Safran, Максим Фарибо, исполнительный вице-президент по продажам и связям с вертолетостроительными компаниями Safran Helicopter Engines (до 19 мая 2016 г. – Turbomeca) ответил на вопросы «Взлёта».

Через два года АО «Государственный Рязанский приборный завод» – одно из ведущих отечественных предприятий по производству авионики, входящее в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации «Ростех», – готовится отметить свой 100-летний юбилей. Главным приоритетом предприятия является выпуск бортовых радиолокационных станций и систем управления вооружением для многофункциональных истребителей. В настоящее время ГРПЗ полным ходом ведет серийное производство РЛС с фазированной антенной решеткой типа «Ирбис» для истребителей Су-35 и осваивает выпуск радиолокационных комплексов с активными фазированными антенными решетками для истребителей пятого поколения ПАК ФА. Предприятие непрерывно расширяет направления своей деятельности. Немаловажное значение среди них занимает разработка и производство бортовых систем авионики для вертолетов. Накануне очередной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2016 корреспондент «Взлёта» Евгений Ерохин  побеседовал с генеральным директором АО «Государственный Рязанский приборный завод» Павлом Будаговым о том, в каком состоянии находятся работы предприятия по вертолетной тематике, а также в целом о перспективах развития ГРПЗ.

Производимые сейчас на принадлежащем российскому холдингу УГМК чешском предприятии Aircraft Industries 19-местные турбовинтовые самолеты местных воздушных линий L-410UVP-E20 скоро, возможно, будут собираться на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. Предварительная договоренность об этом была достигнута еще летом 2015 г., а осенью прошлого года был подписан договор, по условиям которого УЗГА получил действующую до 2035 г. лицензию на сборку L-410.

21 апреля 2016 г. холдинг «Вертолеты России», входящий в госкопорацию «Ростех» и объединяющий основные вертолетостроительные активы страны, официально объявил консолидированные операционные и аудированные финансовые результаты своей деятельности за 2015 г. по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Выручка компании, по сравнению с предыдущим годом выросла на 29,5% и достигла 220,0 млрд руб. (около 3,0 млрд долл. по курсу на 31 декабря 2015 г.). Операционная прибыль (EBITDA) возросла на 39,5% – до 65,6 млрд руб. (0,9 млрд долл.), а чистая прибыль – более чем вдвое, до 42,2 млрд руб. (около 580 млн долл.) при уровне рентабельности (по EBITDA) 29,8%. В общем объеме выручки 177,0 млрд руб. (80,5%) пришлось на продажи вертолетов, а 38,3 млрд руб. (17,4%) – на услуги сервиса и послепродажного обслуживания.

По оценкам аналитиков европейской вертолетостроительной компании Airbus Helicopters, совокупный мировой объем поставок вертолетов гражданского назначения взлетной массой более 1,3 т в минувшем году составил 627 машин, а сама компания заняла при этом первое место с долей 45%. На втором месте оказалась американская компания Bell (доля в 19,5%), на третьем – AgustaWestland (18,5%), четвертое место досталось поменявшей недавно своего «хозяина» американской компании Sikorsky (9%), а пятое эксперты европейской компании отдали «Вертолетам России» – с долей 5%. На остальных поставщиков, включая американский Boeing, пришлось порядка 3%.

28 апреля 2016 г. в дальневосточном Арсеньеве состоялся первый полет новейшего среднего многоцелевого вертолета Ка-62, разработку которого ведет фирма «Камов», а производство осуществляет Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (оба предприятия входят в холдинг «Вертолеты России»). В рамках этапа заводских летных испытаний экипаж АО «Камов» в составе летчиков-испытателей Виталия Лебедева (командир экипажа) и Наиля Азина (второй пилот) поднял первый летный образец машины (ОП-1) в воздух и проверил работу основных бортовых систем в режиме висения, разворотов вокруг вертикальной оси и изменения углов тангажа и крена. Первый полет, которому предшествовало проведение серии наземных испытаний, прошел успешно.

Главным событием прошлого года по программе нового «средне-тяжелого» транспортно-пассажирского вертолета Ми-38 стало долгожданное завершение процедуры сертификации и выдача его разработчикам сертификата типа, выписанного 30 декабря 2015 г. Федеральным агентством воздушного транспорта и подтверждающего соответствие типовой конструкции вертолета требованиям российских авиационных правил АП-29 (гармонизированы с европейскими и американскими нормами летной годности CS-29 и FAR-29).

Как неоднократно заявлялось на всех уровнях, перед АК им. С.В. Ильюшина и Воронежским акционерным самолетостроительным обществом поставлена задача до конца июня 2017 г. поднять в воздух первый опытный образец перспективного легкого транспортного самолета Ил-112В. Подготовка производства на ВАСО в связи с этим в настоящее время идет полным ходом. В апрельском номере заводской газеты «Воронежские крылья» директор департамента управления проектами ВАСО Александр Быков рассказал некоторые подробности реализации этой программы.

Страница 69 из 73